ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0015-01-2022-001190-88 |
Дата поступления | 04.02.2022 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Петий Светлана Сергеевна |
Дата рассмотрения | 04.08.2022 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 04.02.2022 | 11:42 | 04.02.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 04.02.2022 | 16:34 | 04.02.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 09.02.2022 | 17:37 | Административное исковое заявление принято к производству | 10.02.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 09.02.2022 | 17:38 | 16.06.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 09.02.2022 | 17:40 | 16.06.2022 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 19.07.2022 | 10:20 | 430 | Назначено судебное заседание | 16.06.2022 | ||||
Судебное заседание | 04.08.2022 | 10:00 | 430 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 19.07.2022 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 08.09.2022 | 19:02 | 16.11.2022 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 17.11.2022 | 15:34 | 17.11.2022 | ||||||
Дело оформлено | 05.07.2023 | 15:05 | 05.07.2023 | ||||||
Дело передано в архив | 05.07.2024 | 12:04 | 05.07.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Копылов Дмитрий Сергеевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призыная комиссия МО "Невский округ" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Харчев Леонид Алексеевич |
Дело № 2а-4253/2022
УИД 78RS0015-01-2022-001190-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 04 августа 2022 года
Невский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петий С.С.,
при секретаре Саратовой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Копылова Д. С. к призывной комиссии МО «Невский округ», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Копылов Д.С. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии МО «Невский округ», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения призывной комиссии от 23 декабря 2021 г. о признании административного истца лицом, не прошедшим военную службу, не имя на то законных оснований с возложением на административного ответчика обязанности вынести заключение о зачислении административного истца в запас Вооруженных Сил РФ на основании абз. 7 п.1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как лица, не подлежащего призыву по достижению возраста 27 лет, указывая, что не уклонялся от призыва на военную службу и не прошел службу по призыву по независящим от него обстоятельствам.
Представитель административного истца Харчев Л.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; ранее представителем ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» был представлен отзыв на административный иск, согласно которому, административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска как необоснованного, указывая, что у административного истца не имелось законных оснований для освобождения от призыва на военную службу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец Копылов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 14 февраля 2011 г. состоял на учете в военном комиссариате Невского района г. Санкт-Петербурга.
Решением призывной комиссии МО «Невский округ», оформленным протоколом № от 23 декабря 2021 г. административный истец с присвоением категории годности «Б-3» на основании абз. 8 п.1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» зачислен в запас по достижении возраста 27 лет как не прошедший военную службу, не имя на то законных оснований.
Положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В связи с тем, что административным истцом оспаривается решение от 23 декабря 2021 г., а с данным иском Копылов Д.С. обратился в суд 04 февраля 2022г., суд приходит к выводу, что административным истцом соблюдены сроки для обращения в суд за судебной защитой своего нарушенного права.
В силу п. 1.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Как указано в п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).
Согласно ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Данная позиция суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении по административному делу N 4-КГ18-7 от 25 июля 2018 г.
Как усматривается из копии материалов личного дела призывника, решением призывной комиссии от 03 декабря 2012 г. административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением.
Осенью 2016 г. в отношении административного истца проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого вынесено решение о призыве административного истца на военную службу.
Не согласившись с данным решением, административный истец обратился в суд с административным иском, по результатам которого решением Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 06 июня 2017 г. по административному делу №а-1735/2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 ноября 2017 г. в удовлетворении требований Копылова Д.С. было отказано.
В период осенней призывной компании 2018г. административным истцом не было завершено медицинское освидетельствование, Копылову Д.С. выдано направление на прохождение дополнительного медицинского освидетельствования, а также повестка о необходимости явки в военный комиссариат для предоставления результатов медицинского исследования, однако по данной повестке административный истец в военный комиссариат не явился.
В период осенней призывной компании 2019г. по результатам медицинского исследования административный истец был признан временно негодным к военной службе с предоставлением отсрочки от призыва для прохождения дополнительного медицинского обследования.
В период весеннего призыва 2020 г. административным истцом не было завершено медицинское освидетельствование, в период осеннего призыва 2020 г. по результатам медицинского освидетельствования административный истец был признан временно негодным к военной службе сроком на шесть месяцев, Копылову Д.С. предоставлена отсрочка от призыва, после истечения которой Копылов Д.С. не прибыл в военный комиссариат.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и 1 октября по 31 декабря.
Положениями п. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На основании ч.1 ст. 28 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценив объяснения лиц, участвующих в деле, в совокупности с представленными суду письменными доказательствами, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в отношении административного истца мероприятия, направленные на призыв административного истца на военную службу были организованы ненадлежащим образом и не в полном объеме, поскольку Копылов Д.С. после истечения срока отсрочки от призыва на военную службу, а именно ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат не вызывался, решение о присвоении ему категории годности к военной службе и решение о призыве (освобождении от призыва по каким-либо основаниям) на военную службу в отношении административного истца так и не было принято до достижения им 27-него возраста.
При таких обстоятельствах у административного ответчика не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения о признании административного истца уклонившимся от прохождения службы в Вооруженных силах РФ без законных на то оснований, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению как обоснованное.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 62, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Копылова Д. С. к призывной комиссии МО «<адрес>», ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» об оспаривании решения призывной комиссии удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО «<адрес>», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении Копылова Д. С. в запас Вооруженных сил Российской Федерации на основании абз. 8 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как не прошедшего военную службу по призыву не имя на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО «<адрес>» вынести решение о зачислении Копылова Д. С. в запас Вооруженных сил Российской Федерации на основании абз. 7 п.1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как лицо, не подлежащее призыву по достижению возраста 27 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд <адрес> в течение одного месяца.
Судья С.С. Петий
